Статьи

Рождественский вертеп

До революции в нашей стране в дни рождественских праздников были очень распространены кукольные вертепные представления. Их устроители ходили по домам и рассказывали о событиях рождественской ночи. С 1917 года, когда началась антирелигиозная пропаганда, первыми под удар попали традиции и обряды, связанные именно с Рождеством. Они, как и традиционная Елка, оказались под строгим запретом. И эта традиция была забыта нашими соотечественниками.

На Рождество 2012г. «Валдай Эко Клуб» попробует возобновить эту замечательную традицию.

Слово «вертеп» соответствует латинскому термину «praesepe», означающему в переводе «ясли, кормушка для скота». В христианском восприятии этот термин получил обобщенное значение как место Рождества Христова. Вертеп не имеет никаких стандартов ни по размеру, ни по количеству персонажей, ни даже по времени (его основной сюжет может быть перенесен и в современность). Единственной константой в веках остается сцена у яслей, где лежит новорожденный младенец-Иисус. Кроме того, вертепом называют театральные постановки на рождественские темы. Согласно Священному Писанию, Сын Божий — Младенец Иисус Христос — родился в вертепе, где остановились на ночлег Дева Мария и праведный Иосиф.

На Руси вертеп был известен с XVII столетия. Однако истоки кукольного рождественского театра гораздо древнее. На Украине этот театрик был известен с XVI века. Именно Малороссия подарила России такую уникальную традицию. Украинский вертеп, в свою очередь, стал преемником польской шопки. А в Польшу рождественский кукольный театр пришел из католической культуры Европы. В начале десятого века в Риме существовала традиция представлять в храме сцены из жизни Христа. Это представление длилось несколько дней. Но сцена Рождества Христова никогда не разыгрывалась живым планом. Она присутствовала в храме на протяжении всего действа от Рождения до Смерти Спасителя. Богородицу, Иосифа и Младенца Христа изображали куклы, которых делали знаменитые скульпторы. Кукол, которым выпадала честь играть Деву Марию, в Италии называли марионетками.

Отсюда и пошла традиция устраивать в католических храмах рождественские вертепы. Затем стали изготавливать вертепы меньшего размера. Их помешали в ящики, изготовленные в виде храма. Так вертеп вышел из храма и пришел в дом человека. Западные вертепы были механическими, фигурки в них передвигались по кругу.

На Украине ящики для вертепа стали изготавливать в виде крестьянского дома. Ведь в православном храме было не принято устанавливать скульптурные изображения.

В русской традиции вертепы были небольшими, легкими, удобопереносимыми ящичками. Их размеры зависели от размеров самих кукол. А вертепные фигурки не должны были быть меньше указательного пальца. Вертепные ящички на Украине по размеру были гораздо больше российских вертепов. Их можно назвать монументальными. Вертепные объемные фигурки были деревянными. Как правило, вертепы на Украине заказывали плотникам за год до Рождества. И плотник, в течение долгого времени вырезая деревянные фигурки для вертепа, проникался духом Рождественского праздника.

Но зрелищность кукольного действа так и не станет в вертепе главной. Вертепные фигурки останутся иллюстрацией к духовному содержанию текстов. Тексты в рождественских вертепах в народной традиции представляли отстраненно. Их или распевали в духовных стихах, или сказывали в сказительной форме, или просто проговаривали без всякой интонации.

Однако в отстраненности представления текста и вождения фигурок достигалась полная гармония целостного художественного впечатления. Необходимо упомянуть и то, что вертепы представляли поздно вечером при зажженных свечах. И горящая свеча была составным образом кукольного рождественского представления.

В статье использованы материалы с сайта http://www.k-istine.ru

Вернуться к списку статей»

Заказать номер